В журнале Продукт.by (октябрь №10 (174) 2016) опубликована статья технического директора Геннадия Евгеньевича Волнистого

Задача переработчика - идентифицировать, зарегистрировать и проследить

До конца 2016 года ожидается подписание Положения о согласованных подходах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при проведении идентификации, регистрации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения. Активное участие в разработке проекта данного документа принимает Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций Национальной академии наук Беларуси. О том, к каким изменениям в обращении пищевых продуктов на едином таможенном пространстве приведет вступление в действие положений этого международного нормативного акта, в интервью журналу "Продукт.BY" рассказал технический директор ГП "Центр систем идентификации" Национальной академии наук Беларуси Геннадий Волнистый.

— Геннадий Евгеньевич, какие правила прослеживаемости предусматриваются документом?

— Производимая, либо ввозимая на таможенную территорию любой страны-участника ЕАЭС продукция животного происхождения должна будет обладать свойством прослеживаемости, то есть возможностью документально (на бумажных и/или электронных носителях) установить изготовителя (производителя или первичного поставщика) и последующих собственников находящейся в обращении продукции животного происхождения, а также место происхождения (производства, изготовления) данного товара без искажения его наименования, основных потребительских свойств и технических характеристик. Необходимым условием прослеживаемости является идентификация участников товародвижения и самих товаров. Информационные технологии позволяют оперативно и единообразно выстроить такие подходы на национальном уровне и предоставить заинтересованным пользователям соответствующие механизмы отслеживания партий продукции. Прототип этого подхода на основе стандартов международной системы товарной нумерации и автоматической идентификации GS1 уже работает и закреплен законодательно. Речь идет о ратифицированном всеми государствами-членами ЕАЭС Соглашении о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» от 8 сентября 2015 года. С 20 марта 2016-го в Беларуси введена в действие соответствующая информационная система и осуществляется маркировка меховых изделий дополнительными этикетками в виде контрольных (идентификационных) знаков с радиочастотными или RFID-метками, а с 12.08.2016 указанное Соглашение действует как обязательный к исполнению во всех странах ЕАЭС нормативный правовой акт. Субъекты хозяйствования, осуществляющие производство и оборот предметов одежды из меха, обязаны вносить информацию о таких товарах в межведомственную информационную систему «Банк электронных паспортов товаров» (epass.by, kiz.epass.by). При этом специальными этикетками в виде контрольных идентификационных знаков с радиочастотной меткой маркируются все меховые изделия. За создание, поддержку и функционирование белорусского национального компонента данной информационной системы отвечает Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций НАН Беларуси. Аналогичная белорусской, создана информационная система пока только в России. Казахстан, Армения и Кыргызстан планируют ввести в действие подобные системы до конца текущего года. Ввезенная или изготовленная на российской или белорусской территории, промаркированная единым, согласованным на уровне ЕАЭС, идентификационным знаком шуба может легально реализовываться в любой другой стране ЕАЭС. Главным свойством данной системы является то, что от маркировки до реализации каждой единицы товара соответствующие события о нем централизованно отражаются в национальных информационных системах страны ее оборота, а системы эти взаимодействуют между собой при трансграничной торговле в режиме реального времени. При этом не только контролер, но и конечный покупатель может несколькими способами с помощью мобильных технологий проверить правильность маркировки и событий перемещения товара:
- по идентификатору контрольного (идентификационного) знака (буквенно-цифровой код, напечатанный на знаке);
- перейдя по ссылке, зашифрованной в QR-коде в правом верхнем углу знака (требуются установленные на смартфоне любой бесплатный сканер QR-кодов и интернет-соединение);
- по штриховому коду, напечатанному на знаке (требуется установить на смартфоне бесплатное программное обеспечение Центра систем идентификации или иметь мобильный RFID-терминал и интернет-соединение);
- по информации с RFID-метки (требуются интернет-соединение, мобильный терминал сбора данных и специальное программное обеспечение,приобретаемое в Центре систем идентификации).

Разные способы проверки предоставляют различный объем информации. Наиболее полная информация предоставляется при проверке RFID-метки контрольного (идентификационного) знака специальным программным обеспечением. Пользователи Банка электронных паспортов товаров, описывающие в нем товары, также имеют возможность их проверки в личном кабинете на сайте epass.by. Первые результаты проверок с конфискацией меховых изделий в России показали, что до введения данного механизма теневой оборот составлял не менее 80% от общего объема (tass.ru/ekonomika/3675355). Поэтому естественным является то, что внедрение аналогичной схемы прослеживаемости для других товаров по территории ЕАЭС инициирует Российская Федерация (лекарства, обувь, алкоголь). Многие эксперты склоняются к мнению, что некоторые виды пищевых продуктов животного происхождения, оборачиваемых на территории ЕАЭС, также в ближайшее время будут отнесены к категории товаров, подлежащих прослеживаемости с использованием информационно-коммуникационных технологий на межгосударственном уровне.

— Когда же будет принято окончательное решение?

— Сейчас также активно ведется работа над базовым Соглашением о механизме прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза, принятие которого ожидается в текущем году. Вызвано это тем, что Казахстан получил преференции на таможенные пошлины при вступлении в ВТО (а это около полутора тысяч товарных позиций). Ясно, что и Россия, и Беларусь должны реагировать на то, чтобы такие товары не стали вытеснять с рынка наших стран аналогичные, поскольку они будут поступать в оборот по более низки ценам, нежели такие же, но произведенные или импортируемые странами ЕАЭС, не являющимися членами ВТО. Решение о том,какой перечень товаров в первую очередь подпадет под механизм прослеживаемости на территории ЕАЭС в 2017–2018 годах, скорее всего, будет принято не позднее первого квартала 2017-го. В нашей стране, например, понятие «прослеживаемость продукции животного происхождения» закреплено в Законе от 15 июля 2015 года № 287-З «Об идентификации, регистрации прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификациии прослеживаемости продуктов животного происхождения». Он вступил в силу 24 января 2016-го. Объектами идентификации и прослеживаемости являются крупный рогатый скот, лошади, овцы, козы, свиньи. Соответствующая государственная информационная система — ИС AITS (Animal Identification Traceability System) — в Беларуси функционирует с 2012 года (aits.by). Кроме того, в нашей стране на законодательном уровне принято решение о прослеживаемости молока и мяса, а также молочной и мясной продукции. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой реализация информационной системы идентификациии прослеживаемости животных и пищевой продукции животного происхождения на национальном уровне должна быть завершена к 24 января 2018 года. Однако нам следует вырабатывать и гармонизировать свои подходы к идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения как в рамках национального законодательства, так и с учетом международных подходов, практик и стандартов и ЕАЭС, и Европейского союза, поскольку прослеживаемость является не только элементом безопасности, но и, по сути, пропуском на внешние рынки. При этом для обеспечения максимальной эффективности процесса необходимо внедрение механизма автоматической идентификации продукции и электронного товаросопроводительного документооборота с минимальным участием человека в подготовке и обработке данных, также на основе международных стандартов.

— Что должен знать о прослеживаемости конечный потребитель, продавец и производитель?

— Прослеживаемость так называемого первого уровня позволяет установить, кто произвел и кто владел продуктом до момента его перехода к конечному потребителю. На данном этапе эта задача решена, но только на уровне обмена бумажными документами между участниками, в том числе и регулирующими органами. Понятно, что в случае потенциальных угроз здоровью граждан, поиск или остановка товара на границе и сопоставление бумажных документов по обратной цепочке — это потеря времени, экономический ущерб, снижение темпа бизнеса, а часто и чего-то большего. Проектом же указанного выше положения ЕАЭС о согласованных подходах предусматривается, что изготовитель (производитель) или иной участник обращения продукции животного происхождения обеспечивает наличие и предоставление в национальную информационную систему, по запросу уполномоченного органа страны, следующей информации о партии и (или) единице продукции животного происхождения:
1 наименование продукции;
2 количество продукции;
3 дата изготовления продукции;
4 идентификационный номер партии и/или единицы продукции;
6 наименование изготовителя (производителя) продукции и его юридический и фактический адреса;
7 идентификационный (регистрационный) номер изготовителя (производителя) продукции в национальной информационной системе.

Наличие такой информации на централизованном уровне позволит предоставлять онлайн-доступ уполномоченным органам для оперативного контроля и реагирования. Но уже сегодня, когда, например, Россельхознадзор останавливает белорусскую продукцию по различным причинам, важно иметь оперативный онлайн-инструмент для  подтверждения ее происхождения и ветеринарно-санитарного благополучия. А если этот инструмент будет признан законодательно на уровне ЕАЭС, как в случае с меховыми изделиями, то многим «инициаторам» притормозить белорусскую продукцию придется искать другие причины. Вот эту первую задачу нам и надо решить совместно с производителями и импортерами к январю 2018 года согласно нашему Закону, а, как говорят по жизни, — еще бы и раньше. Обеспечение более глубокой прослеживаемости или прослеживаемости второго уровня — это возможность проследить происхождение исходного сырья и иных компонент, которые участвовали в производстве данного товара, а также наличие документов, подтверждающих качество и безопасность данных компонент. Это известный принцип «шаг вперед, шаг назад», закрепленный в международном стандарте ISO 22000. Конечно, такая задача не решается в полном объеме на национальном централизованном уровне. Это компетенции производителей (поставщиков). Информационные учетные системы наших переработчиков и других участников обращения продукции должны владеть такой информацией и предоставить, при необходимости, исчерпывающие данные о партиях сырья и иных компонент для каждой партии произведенной и отгружаемой продукции в государственную информационную систему. Если к этому еще добавить нанесение на товар новых элементов маркировки, на которых будет не только привычный линейный штриховой код товара в виде 13 цифр и штрихов, но и указанные выше характеристики продукции, закодированные в виде линейных штриховых или матричных кодов, то можно предоставить всем заинтересованным набор мобильных приложений для автоматического считывания и обработки такой информации с доступом в государственную систему AITS для получения более полных сведений о товаре, в том числе и о сопровождающих его ветеринарно-санитарных документах. Ну, и понятно, что описанные механизмы в совокупности с переходом на электронные юридически значимые товаросопроводительные документы (накладные, счета-фактуры, CMR и другие), в том числе и ветеринарно-санитарные, где это целесообразно, позволят оперативно предоставлять по запросам всех категорий пользователей полную информацию о товаре для обеспечения безопасных цепочек поставок. Такая практика, как я уже говорил, законодательно и практически внедрена на примере меховых изделий. Внедрение системы прослеживаемости данного уровня позволит снять многие вопросы и Россельхознадзора, и Евросоюза.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке (.pdf)

Статья опубликована в журнале Продукт.by (октябрь №10 (174) 2016)