Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов и EDI-провайдеры

Что такое EDI

Общие требования к EDI-провайдерам

Реестр EDI-провайдеров

Разъяснения

Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь


Что такое EDI


Конкурентоспособность субъектов хозяйствования Республики Беларусь на внутреннем и внешнем рынках во многом зависит от соответствия национальных механизмов регулирования внутренней и внешней торговли международным стандартам и рекомендациям, опирающимся на долгосрочные тенденции развития технологий товарообмена.

Одной из таких тенденций является электронная торговля, в основе которой лежат технологии автоматической идентификации субъектов и объектов торговли, электронного обмена данными и автоматизации соответствующих бизнес-процессов. При этом, электронная коммерция обеспечивает охват всей логики взаимодействия участников хозяйственных операций в виде стандартизованных электронных сообщений и документов, сопровождающих бизнес-процессы: от заказа товара (услуги) до его отгрузки, доставки, учета и оплаты.

EDI (англ. Electronic data interchange — электронный обмен данными) – это серия стандартов и конвенций по передаче структурированной цифровой информации между организациями, основанная на определенных регламентах и форматах передаваемых сообщений. Основная задача EDI – стандартизовать обмен транзакционной цифровой информацией, обеспечить возможности программного взаимодействия компьютерных систем различных сегментов, организаций, предприятий. EDI в течение многих лет была и остается одной из наиболее распространенных форм осуществления электронной коммерции. (википедия)

Термин "Электронный обмен данными" с аббревиатурами ЭОД или EDI впервые нормативно закрепился в белорусском законодательстве в связи с введением механизма товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов (далее – ЭТТН и ЭТН).

Примечание. Термин "ЭОД" или "EDI" как процесс обмена коммерческими данными и/или коммерческими документами не следует смешивать с понятием делового (ведомственного или т. н. офисного) электронного документооборота.

alt

В секторе В2В неверно воспринимать понятие «документооборот» как просто обмен документами и их регистрацию в качестве объектов учета в системе делопроизводства предприятия(например, ведомственный документооборот).
В случае коммерческого документооборота объектом становится не сам документ, а его данные, которые автоматически изымаются из разных сопровождающих поставку товара (услуг) документов или систем и которые автоматически обрабатываются без ошибок, неизбежных при ручном вводе и обработке.

alt

Стандартизованное определение ЭОД или EDI, как "электронного обмена данными, при котором осуществляются передача и получение структурированной информации согласно международным и национальным стандартам с использованием компьютерных технологий" приведено в государственном стандарте СТБ 2353-2014 "Электронный обмен данными. Требования к операторам электронного документооборота", разработанном и введенном в действие в соответствии с поручениями правительства Республики Беларусь в части реализации порядка создания, передачи и получения ЭТТН и ЭТН.


Общие требования к EDI-провайдерам


В соответствии с п. 1.5. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 "О функционировании механизма электронных накладных" ЭТТН, ЭТН считаются созданными, если они подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) в установленном порядке, переданы и получены через оператора (операторов) электронного документооборота (EDI-провайдера).

Передача и получение ЭТТН и ЭТН осуществляются EDI-провайдерами, резидентами Республики Беларусь, получившими в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота (аттестат EDI-провайдера). Этот порядок определен как административная процедура – подпункт 4.1.1 "Получение аттестата оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), обеспечивающего передачу и получение электронных накладных, а также в виде электронных документов транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза" Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 "Об административный процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования".

Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие "Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций" Национальной академии наук Беларуси (Государственное предприятие "Центр систем идентификации") назначено уполномоченным органом (согласно Закону Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З "Об основах административных процедур") в части выдачи аттестата EDI-провайдера.

Информация об EDI-провайдерах, получивших в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота в части ЭТТН и ЭТН, размещается в сети Интернет в Реестре EDI-провайдеров текущего раздела официального сайта Государственного предприятия "Центр систем идентификации".

EDI-провайдеры обязаны обеспечивать:

Реестр EDI-провайдеров


№ пп Наименование организации,
юридический адрес,
телефон, факс, е-
mail
Регистрационный номер Дата выдачи Срок действия Сведения
о выданных
дубликатах аттестата

1

ООО "Современные технологии торговли"

220141, г. Минск, ул. Академика Купревича, д. 1, корп. 2, пом. 302
тел. +375 17 336-88-77, +375 29 336-88-77
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY001/4814920900007 29.04.2022 c 01.05.2022 по 30.04.2023
2

ООО "Электронные документы и накладные"

220069, г. Минск, ул. 3-я Щорса, д. 9, офис 710
тел. +375 44 500-31-31
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY002/4819001510007 23.03.2022 22.03.2023
3

Республиканское унитарное предприятие "Производственное объединение "Белоруснефть"

246003, г. Гомель, ул. Рогачевская, 9
тел. +375 232 79-39-39
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY005/4819006780009 11.04.2022 c 13.04.2022 по 12.04.2023
4

Общество с ограниченной ответственностью "Бидмартс"

220125, г. Минск, пр-т Независимости, 181, каб. 37
тел. +375 33 697-00-02
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY006/4819024140007 10.03.2022 с 11.03.2022 по 10.03.2023
5

ООО "ЮрСпектр"

220141, г. Минск, ул. Ф.Скорины, 40, ком.328
тел. +375 17 308-28-28
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY007/4819024070007 13.05.2022 12.05.2023

Разъяснения


Дата размещения: 26 августа 2021 года

Утверждено приказом ГП "Центр систем идентификации" от 26 августа 2021 г. № 01-04/22 "О применении номеров ограниченной циркуляции" (согласовано МНС 20.08.2021г.)

Разъяснение по правилам формирования субъектами хозяйствования номеров ограниченной циркуляции для идентификации категорий (видов) объектов, перемещаемых между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, а также при разовой реализации имущества, бывшего в употреблении

Субъекты хозяйствования, обладающие правом использования зарегистрированного в системе ePASS идентификатора GLN, имеют право самостоятельного формирования субъектами хозяйствования номеров ограниченной циркуляции в формате GTIN-13 для идентификации категорий (видов) сырья, материалов, основных средств, перемещаемых между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, а также при разовой реализации имущества, бывшего в употреблении (без необходимости внесения в ePASS описания идентифицируемых объектов), которые подлежат обязательному указанию в электронных товарно-транспортных и товарных накладных.

Правила формирования номеров ограниченной циркуляции в формате GTIN-13 (далее – GTIN ограниченной циркуляции):

1. GTIN ограниченной циркуляции формируется на основе действующего, зарегистрированного в системе ePASS, международного идентификационного номера участника хозяйственной операции (глобального номера расположения – Global Location Number (GLN)), присвоенного системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Если GLN организации прекращает свое действие в системе ГС1 Беларуси, то и все GTIN ограниченной циркуляции, сформированные на его основе, также становятся недействительными.

2. GTIN ограниченной циркуляции является числом из 13-ти цифр, состоящим из трёх частей. Первая часть – префикс субъекта хозяйствования (8 цифр), вторая часть – уникальный номер категории (вида) объекта идентификации (4 цифры) и третья часть – контрольная цифра.

3. Префикс субъекта хозяйствования неизменен для всех GTIN ограниченной циркуляции конкретного субъекта хозяйствования, идентифицированного конкретным GLN. Префикс формируется следующим образом:

Например:

4. Уникальный номер категории (вида) объекта идентификации формируется субъектом хозяйствования по собственным правилам в пределах от "0000" до "9999".

Например:
0000 - стул офисный;
0001 - шкаф трехдверный;
0105 - набор инструментов слесаря-ремонтника №5;
0128 - комплект масок защитных, 100 штук;
1015 - комплект сырья и материалов для изготовления партии (100 штук) матрацев арт. 56565.

5. Контрольная цифра может быть определена на сайте https://www.gs1.org/services/check-digit-calculator, или вычислена по алгоритму, который описан здесь: https://gs1md.org/ru/definirea-cifrei-de-control.

6. Примеры сформированных GTIN ограниченной циркуляции для субъекта хозяйствования с GLN 4810027900001:

2900279000009 - стул офисный;
2900279001051 - набор инструментов слесаря-ремонтника №5;
2900279001280 - комплект масок защитных, 100 штук;
2900279010152 - комплект сырья и материалов для изготовления партии (100 штук) матрацев арт. 56565.

EDI-провайдеры могут проверять правомерность использования грузоотправителем GTIN ограниченной циркуляции в системе ePASS при помощи SOAP-вебсервиса "GetCheckGTIN29". Этот сервис получает GTIN ограниченной циркуляции, проверяет правильность его структуры, правомерность использования этого идентификатора и отдает сообщение, которое подтверждает правомерность использования GTIN ограниченной циркуляции, или опровергает его.


Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь подготовлены пошаговые алгоритмы по внедрению электронных накладных:

1. Пошаговый алгоритм действий предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию молочной продукции, по внедрению электронных накладных.
2. Пошаговый алгоритм действий предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости (за исключением молочной продукции), по внедрению электронных накладных.


Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы применения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов



Дополнительные нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы идентификации и электронного обмена данными