Идентификация товаров как основа их продвижения на рынке

Научное информационно-аналитическое издание Газета "Веды"
№ 26 (2390) - Четверг, 21 Июня 2012 г.
Максим Гулякевич

Для производителей промышленной продукции вопросы конкурентоспособности имеют особое значение. Поэтому одним из важнейших направлений современных ИТ-технологий является создание методических и информационных платформ для формирования данных о продукции, необходимых и достаточных для ее продвижения на рынках сбыта. Единожды подготовленные поставщиком данные должны использоваться всеми участниками товаропроводящих сетей, без их повторного формирования или корректировки посредниками. Как же правильно обеспечить жизненный цикл изделий на основе технологий идентификации продукции и электронного обмена данными? Об этом мы беседуем с техническим директором Государственного предприятия «Центр систем идентификации» Геннадием ВОЛНИСТЫМ...

- Геннадий Евгеньевич, в каком направлении необходимо двигаться нашим предприятиям с точки зрения создания баз данных товаров?

- В мировой практике такие блоки информации, подготовленные по стандартизированным правилам, называются пулами данных. Сегодня они существуют более чем в 70 странах. Они обладают возможностями взаимодействия между собой, а также имеют специализированный набор WEB-сервисов для подключения учетных ERP-систем к пулу данных и получения из него сведений о товарах, необходимых для выполнения определенных бизнес процессов.

Основой этих технологий является идентификация и классификация предприятий и продукции – единых товаров, групповых упаковок, логистических единиц, услуг, сопровождающих документов, тары и др. объектов. Такой комплекс идентификаторов позволяет кодировать все товарные потоки и соответствующий документооборот. А там, где целесообразно использовать представление идентификаторов в виде штрих-кодов или радиочастотных меток, можно обрабатывать эти данные в автоматическом режиме.

В последние 20 лет наиболее активно в мире используется система идентификации кодами субъектов бизнеса и их продукции, основанной на технологии, разработанной под руководством международной ассоциации GS1 (ранее EAN International). На этой технологи, построены действующие в настоящее время более чем в 150 странах (в том числе и в нашей) системы автоматической идентификации субъектов бизнеса и их продукции.

- А что за система действует в нашей стране? Расскажите о принципе ее работы.

- В базе данных национальной системы ГС1 Беларуси, являющейся частью международной, на сегодня зарегистрировано более 3 тыс. белорусских предприятий и несколько миллионов кодов и кратких описаний их продукции. В то же время большинство отечественных предприятий на наш взгляд в недостаточной степени используют указанные идентификаторы в своих автоматизированных системах. Это значительно затрудняет их работу в современных системах электронной торговли, а также препятствует прямому входу наших поставщиков в крупные торговые сети промышленно развитых стран. Сегодня более 60 процентов информации, приводящейся в товарных каталогах, создаваемых производителями и используемых ритейлерами, содержатся не только разные идентификаторы и форматы описания данных, но и ошибки, на исправление каждой из которых расходуется время и немалые средства. Например, одному нашему очень известному предприятию торговли пришлось написать и поддерживать в работоспособном состоянии около 500 программ-конверторов, преобразующих данные о продукции от различных белорусских поставщиков в свою учетную торговую систему. По минимальным оценкам убытки компаний от неточной информации в цепи поставки достигают 3.5% годового оборота.

- И что же нужно для правильной работы?

- Необходимо соблюдение следующих правил. Это принцип «одно окно» для субъектов бизнеса, автоматическая идентификация продукции по всей цепи жизненного цикла, классификация продукции по международным схемам и использования стандартов электронного обмена данными. Все эти принципы легли в основу формирования национального пула данных о белорусской продукции – Банка электронных паспортов товаров. Он введен в действие постановление Совета Министров от 22.08.2011 г. как республиканская информационная система для формирования базовой информации о производимой продукции для целей автоматизированного учета в товаропроводящих сетях и ведения процессов электронной торговли.

Электронные паспорта или в международном определении – мастер-данные – рассматриваются как достоверная, стандартизированная, редко изменяемая подробная информация о продукции и ее поставщиках. Эта информация не используется в электронных заказах, накладных, счетах и т.п. Вместо нее указываются коды товаров и субъектов. Ссылаясь на эти коды, можно автоматические извлечь из Банка электронных паспортов все необходимые атрибуты описания товара или участника бизнес-операции. Таким образом, формируемые на этой основе электронные документы становятся компактными и легко подвергаются обработке. Международные требования к описанию продукции при передаче ее характеристик покупателю относятся ко всей иерархии к потребительским единицам, групповым упаковкам и логистическим единицам.

Для продукции продовольственной группы, кроме стандартных параметров , таких как наименование, бренд, суббренд, единица измерения, количество и др., существуют дополнительный набор параметров и порядка 16 различных международных справочников их расшифровки. Для продукции промышленной группы также существует стандартизованный набор и расширенные форматы описаний, применяемые в зависимости от типа товаров.

- Получается, что идентификация является ключом для определения конкретного объекта в информационной системе. А для решения задач поиска необходимых поставщиков или видов продукции нужна классификация предприятий товаров. Что вы можете рассказать об этой?

- В Беларуси для классификации предприятий принят национальный классификатор ОКРБ. Основным классификатором продукции для статической обработки является ОКРБ 007-2007, который гармонизирован с Европейским CPA и мировым классификатором CPC.

Для осуществления таможенных перемещений товаров обязательной как в Республике Беларусь, так и в странах Таможенного Союза действует классификация товаров по ТНВЭД Таможенного Союза, разработанному на базе международной Гармонизированной системы классификации HS. В то же время для организации электронной торговли необходим глобальный классификатор продукции GPC (Global Product Classification), обеспечивающий детальную классификацию атрибутов конкретного вида продукции. Данный классификатор должен стать основой для создания национального пула товаров, что дает возможность вхождения в так называемые международные сети синхронизации данных о продукции и коммерческих партнеров GDSN (Global Data Synchronization Network). Он переведен нами на русский язык и поддерживается в актуальном состоянии в рамках системы Банк электронных паспортов.

В Беларуси создана достаточно эффективная система подтверждения безопасности и качества продукции, которая ориентирована на использование бумажных документов. Одно из направлений совершенствования этой практики подразумевает использование электронной формы описания свойств товаров в национальной и международной системах подтверждения их безопасности и качества.

При организации электронного документооборота, в том числе и электронных сертификатов и деклараций на любом из этапов жизненного цикла товара необходима реализация режима автоматизированной проверки наличия документов, подтверждающих безопасность и качество товара. Банк электронных паспортов товаров синхронизирован с национальными базами данных сертификатов соответствия и реестром ГГР Минздрава. Параметры качества и безопасности должны контролироваться по единым критериям всеми участниками цепочки поставок, включая уполномоченные контролирующие структуры. Это обеспечивается также на уровне информационных систем или использования мобильных сервисов.

Все эти требования к механизмам подтверждения безопасности и качества продукции уже являются обязательными в США и ЕС при поступлении на их рынок кормов, продуктов питания, электробытовых приборов, игрушек, текстильных изделий, мебели и некоторых других товарных групп. Поэтому, если белорусские производители и их коммерческие партнеры будут вносить в национальный пул данных товаров соответствующие сведения, это позволит выстраивать бизнес-отношения по международным правилам с учетом указанных требований со стороны развитых стран.

- Геннадий Евгеньевич, а какую вообще информацию можно занести в штрих код?

- Развитие технологий штрихового кодирования сегодня позволяет нанести на упаковку товара не только идентификатор товара в виде привычного линейного кода, но и значительно расширить объем информации, автоматически считываемой с упаковки. Существует международный стандарт на логистическую этикетку. Считывание информации происходит также путем размещения новых многослойных кодов GS1 DataBar или матричных кодов, обеспечивающих хранение больших объемов информации.

Например, в код GS1 DataBar в виде штрихового кода можно вложить не только идентификационный номер товара, но и данные о наличии сертификата соответствия, удостоверения ГГР, срока годности товара, номера партии, вес и т.д. Кстати, с 2014 года в Европейском Союзе семейство этих кодов вводится как основная система маркировки. Отечественные экспортно-ориентированные предприятия должны быть готовыми выполнять данные требования.

- И напоследок, расскажите, какие же в целом механизмы и стандарты используются для продвижения товаров на новые сегменты рынка с использованием ИТ-технологий?

- В мировой практике до недавнего времени существовали две крупнейшие сети синхронизации данных о продукции – американская 1 SYNC (на базе GS1 США) и европейская (на базе GS1 Германии) SA2. Месяц назад появилось сообщение об их объединении. Поскольку пользователями этих сетей являются все крупнейшие производители и ритейлеры, это означает, что глобализация электронной торговли переходит в завершающую стадию. Это должно служить ориентиром для нас при развитии наших информационных систем и технологий.

В соответствии с Государственным планом стандартизации на 2012 год к концу года будут разработаны на основании международных и введены в действие как государственные предварительные стандарты: формат электронного паспорта товара и прайс-каталога, а также основные электронные документы для организации заказа (ORDER), оплаты (INVOICE) и отгрузки продукции (PES ADV). На конец 2012 года также запланирована сертификация банка электронных паспортов товаров в международной сети GDSN и организация взаимодействие с электронными ресурсами технического регулирования качества и безопасности продукции Евразийской экономической комиссии.