«На языке чёрно-белых меток» (Статья в газете "Веды" №32 (2292), 9 августа 2010 г.)

Научное информационно-аналитическое издание Газета "Веды"
№ 32 (2292) - Понедельник, 9 августа 2010 г.
Максим Гулякевич

Сегодняшняя жизнь человека немыслима без существования штрих-кодов. Графический идентификатор объекта, изобретенный двумя американскими студентами из университета Дрексела в далеком 1952 году, уже стал обыденностью. Эти черно-белые полоски заметно упрощают работу как супермаркетов, так и обычных магазинов: провел сканером по упаковке – получил полную информацию о товаре. Но технологии не стоят на месте, а потому работа в данном направлении ведется и дальше, в том числе и в Академии наук. Об этом мы беседуем с техническим директором Государственного предприятия «Центр систем идентификации» Геннадием ВОЛНИСТЫМ.

– Геннадий Евгеньевич, расскажите подробнее об истории создания этого инновационного решения, которое облегчило жизнь, в первую очередь, сфере торговли.

– Работники сферы оптовой торговли почувствовали, что им нужно нечто подобное задолго до изобретения штрих-кодов и сканеров для их распознавания. Первоначально в качестве кандидата на роль средства по учету за реализацией продукции выдвигались перфокарты. Суть в том, что покупатели должны были производить отбор продуктов в торговом зале посредством прокалывания специальных карточек. На кассе предполагалось размещать считывающие устройства, куда каждый вставлял бы свою перфокарту с пробитыми в определенной последовательности отверстиями, соответствующими выбранному списку товаров. После идентификации должен был приводиться в действие ленточный конвейер, который и доставлял бы отобранные покупки к кассе. Однако главной проблемой того времени было то, что считывающее оборудование представляло собой машины гигантских размеров и стоило невероятно дорого. Первые шаги в сторону разработки штрих-кодов в том виде, как они выглядят сейчас, были сделаны в 1948 году. Как и множество великих открытий, изобретение штрих-кода стало делом случая. Аспирант Дрексельского института технологии в городе Филадельфия Бернард Силвер оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета. Через несколько месяцев работы Силвер пришел к варианту линейного штрих-кода, использовавшего элементы двух хорошо известных на тот период технологий кодирования: звуковых треков к кинофильмам и азбуки Морзе. Весной 1971 года на одном из саммитов крупных деятелей торговли компания RCA продемонстрировала вполне работоспособную систему нанесения и считывания кругообразного штрих-кода с использованием сканирующей лазерной установки. Эта новинка привлекла внимание огромного количества участников встречи. Вскоре RCA начала тестирование своей системы в одном из магазинов Цинциннати. Дата 3 апреля 1973 года считается официальным днем рождения штрих-кода.

– Объясните принцип действия этих черно-белых меток. Каким образом определить характеристики товара?

– Все современные штрих-коды позволяют производить процесс сканирования под любым углом, причем идентифицироваться может как весь код целиком, так и по составным частям. Вероятность правильного считывания с первого раза составляет около 99%, что говорит о достаточно высокой надежности данной технологии. Самым популярным сегодня является 13-разрядный европейский штрих-код EAN-13, введенный в обращение в 1977 году. Он используется и в нашей стране. Линии и пробелы определенной ширины представляют собой графическое исполнение двоичного кода (0 – пробел, 1 – штрих), в котором и выражается каждая отдельно взятая цифра. Изображение штрихового кода (последовательно расположенные параллельные штрихи и пробелы) – автоматически распознается с помощью сканеров и преобразуется в последовательность цифр. При правильном считывании эта последовательность цифр должна совпадать с 13-тизначным числом, расположенным под штрихами и пробелами. Оно распознается не только оптическим сканером, но и человеком. В этой последовательности первые 3 цифры – это префикс национальной организации – члена международной системы GS1 (для Беларуси – 481), следующие 6 цифр – регистрационный номер предприятия – владельца кода, еще 3 цифры – это порядковый номер продукции внутри предприятия и последняя 13-я цифра – контрольное число, вычисляемое по определенному алгоритму исходя из значений предыдущих двенадцати цифр номера. Кстати, штрих-код никогда не содержит самую важную для потребителя информацию – цену. Дело в том, что все кассовые аппараты магазина объединены в сеть, где роль сервера выполняет центральный компьютер. Он-то и идентифицирует товар во время считывания штрих-кода и посылает обратно на кассовый терминал информацию о его текущей стоимости.

– Есть ли особенности работы системы цифровой идентификации в Беларуси? Какая работа ведется вашим Центром в этой сфере сегодня?

– В соответствии с общепринятыми в мировой практике тенденциями развития автоматизации торговли, базирующимися на методах автоматической идентификации продукции и услуг, в нашей стране создана и функционирует система автоматической идентификации ГС1 Беларуси, позволяющая осуществлять маркировку продукции или товаров штриховыми идентификационными кодами. Эта система основана на использовании подходов, методик и стандартов международной системы GS1 (Global System 1), охватывающей более 100 стран мира. Сведения обо всей продукции, которой присвоены товарные идентификационные номера в системе ГС1 Беларуси, регистрируются в Депозитарии штриховых кодов Республики Беларусь. По сути – это база данных, в которой фиксируются все идентификационные товарные номера и характеристики продукции с префиксом 481, выдаваемые поставщикам Республики Беларусь – зарегистрированным пользователям Системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Данный механизм позволяет как внутри страны, так и на международном уровне гарантировать уникальность штрихового кода, соответствие его только одному конкретному товару. На территории Республики Беларусь функционирование международной системы автоматической идентификации ГС1 осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 208-2009 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Система автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Основные правила организации и функционирования», введенным в действие с 1 января нынешнего года. В административном управлении, торговле и на транспорте (в логистике) для передачи деловой информации используется электронный обмен данными (EDI) – передача структурированных данных в виде стандартных сообщений между информационными системами взаимодействующих партнеров при минимальном участии человека. Основным стандартом электронного обмена данными является ЭДИФАКТ ООН (UN/EDIFACT) – разработанный под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН международный стандарт «Электронный обмен данными в управлении торговлей и на транспорте». Используя EDI-обмен сообщениями, участники Системы получают возможность включиться в международную среду электронной торговли. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2006 года № 1152 определено, что выполнение работ по регистрации предприятий в национальной системе ГС1 Беларуси, а, следовательно, и в международной системе GS1 и ведение этой базы данных осуществляют, соответственно, Ассоциация автоматической идентификации ГС1 и наш Центр Систем Идентификации НАН Беларуси. При этом на нас возложены функции научно-методического обеспечения и координации в нашей стране работ в области товарной нумерации и систем автоматической идентификации, присвоения товарных номеров продукции, производимой (поставляемой) субъектами Республики Беларусь. В структуру Центра входит и Испытательная лаборатория по верификации штриховых кодов. В настоящее время она является единственной легитимной на территории Республики Беларусь структурой, выполняющей работы по проверке соблюдения требований к символике наносимых международных кодов и установленных стандартов в области автоматической идентификации и проверке легальности использования наносимых на товары штриховых кодов. Кстати, протокол верификации штрихового кода может быть использован в качестве документа, имеющего юридическую силу в хозяйственных спорах.

– Напоследок расскажите о будущем штрихового кодирования. В каких сферах, кроме торговли, эффективно его использование?

– Очевидно, что штрих-кодирование принимает сегодня мировые масштабы и становится неотъемлемым атрибутом современной упаковки. Сейчас начинается постепенный переход к универсальному 14-разрядному штрих-коду. Параллельно идут разработки и активное использование специализированных методов маркировки, например, кода EAN/UCC-128, являющегося эффективным средством кодирования по наиболее полному спектру товарных характеристик. Активно внедряются двумерные или матричные коды, которые позволяют кодировать большие объемы информации, а считывание таких кодов обеспечивается оптикой, например, камерами мобильных телефонов. Было бы большим заблуждением считать, что штрих-коды используются исключительно в сфере коммерции. Сегодня, например, многие исследователи умудряются применять миниатюрные штрих-коды для отслеживания перемещения и миграции птиц и даже насекомых. Нашлось применение штрих-кодам и в медицинской сфере, которая наиболее оперативно реагирует на разнообразные нововведения. Метки в виде штриховых кодов наносятся на специальные идентификационные браслеты пациентов, что в перспективе должно привести к отмиранию практики ведения бумажных медицинских карт на каждого больного. Отсканировал код браслета – и на экране компьютера появляется вся история болезни. Очевидно, что экономическая эффективность технологии автоматической идентификации и штрихового кодирования не имеет себе равных. Даже при производстве товаров массового потребления работы по нанесению на них штриховых кодов не оказывают существенного влияния на затраты при производстве товаров, а благодаря совершенствованию процессов хранения, транспортировки и продажи товаров за счет использования этих технологий, достигается значительный экономический эффект на всех этапах продвижения продукции от производителя к потребителю.


Вы здесь: Инфо-центр «На языке чёрно-белых меток» (Статья в газете "Веды" №32 (2292), 9 августа 2010 г.)