Запутались в трех цифрах (Статья в газете "Рэспублiка" №221, 26 Ноября 2008г.)

Газета Совета Министров Республики Беларусь "Рэспублiка"
№ 221 (4644) - Среда, 26 ноября 2008 г.
Татьяна БУЛАНОВА 

Запутались в трёх цифрах?Штриховое кодирование товаров вводится в Беларуси повсеместно, но удобства торговле это не прибавляет

В крупных магазинах Европы или России запросто «завернут» обратно поставщику товар, который промаркирован некорректно. И любой местный производитель знает, ради чего ему приходится «метить» каждую единицу продукции черно-белыми полосками. Цена вопроса — конкурентоспособность на рынке. Для комфорта покупателя, от которого и требуется-то немного — принести в кассу магазина свои кровные, делается очень многое. Крупнейшие сети борются за то, чтобы хоть на несколько секунд снизить скорость обслуживания, уменьшить очереди в кассы, упростить поиск необходимых товаров среди огромного ассортимента. Сегодня на смену штриховому кодированию постепенно приходит радиочастотное. Ученые прогнозируют, что такие технологии в ближайшем будущем позволят кассиру мгновенно пересчитывать содержимое корзинки покупателя. Автоматическая идентификация продукции — основное условие развития складских, логистических, транспортных технологий…

Белорусские ритейлеры радость своих зарубежных коллег вряд ли разделяют. Без современных технологий крупным магазинам, конечно, не обойтись, но в условиях, когда идея штрихового кодирования не захватила всех участников рынка, им приходится нести дополнительные издержки. Недавно специалисты ГП «Центр систем идентификации» провели выборочную проверку качества исполнения штриховых кодов на одном из крупных торговых предприятий Минска. Выяснилось, что 76 % черно-белых «меток» выполнено с нарушением международных стандартов — они не декодировались или не прошли тест по качеству изображения. При этом более чем в 40 % случаев наименование и характеристики товара в сопровождающих документах отличались от зарегистрированных в Депозитарии штриховых кодов. «За рубежом в подобных ситуациях торговые организации могут отказаться от реализации товара с «проблемным» штриховым кодом, а впоследствии и вовсе прекратить всякие хозяйственные отношения с поставщиком, — поясняет технический директор Центра систем идентификации Геннадий Волнистый. — У нас в силу того, что магазины не перенасыщены товарами, такой механизм не действует». Но подстраховывать себя ритейлерам приходится. Так, один из столичных гипермаркетов слегка прогорел на своей доверчивости. Поставщик нанес на упаковки с детскими колготками штрихкод, соответствующий единице продукции. Получилась бросовая цена, по которой товар попал в торговый зал. Заметив покупательский ажиотаж, продавцы забеспокоились, но к тому моменту несколько десятков упаковок уже прошли через кассу. Чтобы избежать подобных промахов, магазины перемаркировывают значительную часть товаров собственными штрихкодами. Однако такая предусмотрительность влетает торговле в копеечку — по некоторым расчетам, одна этикетка обходится примерно в 150 рублей. Хорошо, если это пальто или пара обуви… А что делать с йогуртом, закупочная цена которого 400 рублей?..

Законодательство позволяет белорусским ритейлерам возложить затраты по перемаркировке товаров на недобросовестного поставщика. Однако на практике этим правом не пользуются. Отказ в приемке товара тоже чреват неприятными последствиями. Помимо перспективы остаться без нужной покупателю продукции, есть и другой момент: нередко местные органы власти активно подключают свой административный ресурс, если речь идет об отечественных производителях. В Беларуси уже третий год действует постановление Совмина, согласно которому на все товары, поступающие в торговлю (за редким исключением), должен быть нанесен штриховой идентификационный код. Документом установлено, что наличие штрихкода является «одним из существенных условий» договора купли-продажи между поставщиком и организацией торговли, но с некоторой оговоркой: если последняя использует для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров. Надо заметить, что в небольших магазинах нередко кассир обслуживает покупателя, рассчитывая только на свою память, подкрепленную традиционным блокнотом и ручкой. Вот такая нехитрая «автоматизация»… В таких условиях упрекать производителей в недобросовестном отношении к маркировке продукции как-то необъективно. Штрихкод — это всего лишь один из способов выделить конкретный товар из числа остальных. Если черно-белая полоска на упаковке не используется для автоматизации каких-то производственных или транспортно-логистических процессов, а предназначена только для торговых организаций, которые и так принимают товар, то зачем, спрашивается, это нужно?! Как убедить производителя в высоком предназначении тех или иных нововведений, если потратиться на них нужно сегодня, а очевидной выгоды не предвидится и завтра?.. Даже если затраты кажутся не столь высокими. Так, первичная регистрация в международной системе GS1 обходится предприятию в 340 тысяч рублей, еще 300—500 тысяч в год потребуется на присвоение товарных номеров (в зависимости от их количества). А сюда еще нужно добавить расходы на оплату труда, полиграфические услуги, верификацию штриховых кодов… Если для крупных магазинов эти издержки кажутся существенными, то они по определению не могут остаться незначительными для самих производи телей. А любые вложения в бизнесе должны быть оправданы. Предприятия-экспортеры в необходимости штрихкодирования не сомневаются, а иначе на внешний рынок со своей продукцией просто не попадешь. Тем более что даже российские партнеры в этом отношении очень требовательны, не говоря уже о европейцах, которые и бутылку воды не купят, если не узнают всю ее «родословную».

Ежедневно в Депозитарии штриховых кодов Беларуси регистрируется от полутора до трех тысяч товаров: на сегодняшний день их общее количество достигло 3 миллионов, а число товаропроизводителей — 2,8 тысячи. Это немного. Например, одна только компания «Милавица» зарегистрировала уже около 100 тысяч наименований товара. Даже в трех цифрах — 481, которые присвоены Беларуси Международной организацией товарной нумерации GS1, есть немало «вакансий». К слову сказать, немецкие производители работают в цифровом диапазоне 400—440, и этот ресурс уже подходит к концу. России выделен диапазон 460—469, но пока используется только 460, свободно чувствуют себя в трех цифрах и китайские поставщики. Неудивительно, что в Западной Европе наличие легальной и выполненной в соответствии со стандартами штрих-маркировки давно стало признаком качества самого товара. У нас к такому восприятию черно-белых полосок еще не пришли.

Полная автоматизация всего жизненного цикла товара имеет массу несомненных плюсов. Но одного убеждения здесь мало, требуются какие-то серьезные стимулирующие механизмы. Например, Министерство торговли в настоящее время реализует пилотный проект на базе ГУМа, который позволит на этапе приемки товаров определять качество штрихкодировки. «Насколько быстро этот опыт будет перенесен на всю торговлю, пока говорить рано, многое зависит от разработчиков программного обеспечения, — поясняет заместитель начальника Управления организации торговли и услуг Минторга Андрей Новиков. — Во всяком случае, мы дадим возможность предприятиям отрасли внедрить эти системы на каких-то льготных условиях». Подготовлен и рабочий проект Технического кодекса устоявшейся практики (ТКП), который рассматривает вопросы автоматической идентификации, штрихового кодирования. Этот документ согласно планам должен быть принят до конца этого года. Одно из его основных положений — в следующем году поставщиков обяжут представлять торговле протоколы верификации штриховых кодов. Сложно спрогнозировать, как повлияют все эти новшества на ассортимент торговых залов и не уйдет ли часть товаров в «тень». Может быть, еще важнее другой момент: на развитие систем автоматизации в Беларуси на протяжении многих лет тратятся огромные средства. И если не приобщить к этому процессу всех потенциальных участников, пользы от таких вложений будет немного.

     ------------

Под лучом сканера

Официальным днем рождения штрихкода считается дата 3 апреля 1973 года, когда компания IBM предложила новую уникальную разработку — систему UPC-кодирования товаров. Вскоре появилась потребность в специальной организации, которая взяла бы на себя функции регламентации применения штрихкода, а также регистрации и выдачи индивидуальных номеров новым предприятиям, желающим маркировать свою продукцию. Так в США возник Совет по универсальному штрихкоду — UCC. Сейчас уже нельзя сказать точно, какая компания первой получила свой номерной штрихкод, однако общеизвестно, что первым товаром, прошедшим под лучом сканера на кассовом аппарате, была упаковка жевательной резинки Juicy Fruit. В те далекие времена система кодировки товаров UPC стала настолько популярной в США и Канаде, что о возможности ее применения задумались и европейцы. Перед ними стояла задача обеспечить производителей собственным диапазоном кодов, но так, чтобы магазины могли считывать и европейские, и американские коды. В эксклюзивном ведении американцев и канадцев было 12 цифр, и европейцы решили ввести еще одну цифру — как сигнал для торговых программ, что товар произведен не в Америке, а в другой стране. Так появился Европейский стандарт штрихкода EAN-13, получивший широкое распространение. Первые две-три цифры вопреки всеобщему заблуждению обозначают код страны, где был зарегистрирован и выдан данный код, но это необязательно страна происхождения товара. Вторая логическая группа цифр — это код предприятия-производителя или продавца товара. Обычно он занимает 4—6 цифр, то есть для каждого регионального префикса может быть зарегистрировано от десяти тысяч до миллиона предприятий. 3—5 оставшихся цифр выделяются для кодировки самого товара, и последняя цифра — контрольная, она используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.


Вы здесь: Инфо-центр Запутались в трех цифрах (Статья в газете "Рэспублiка" №221, 26 Ноября 2008г.)