Как и где проверить качество штрихового кода

Часто в логистической цепочке "изготовитель товара – оптовый покупатель – магазин – потребитель" происходят технологические сбои. Они возникают как по причине неправомерного применения идентификационных товарных номеров, так и некорректного изготовления (нанесения) штриховых кодов на упаковку (товар). В связи с этим возникает ряд проблем у персонала и клиентов с распознаванием товара, в числе которых:

  • напечатанный на упаковке или этикетке, но не зарегистрированный в республиканском Депозитарии штриховых кодов товарный номер, являясь незаконным, не может участвовать в автоматизированной обработке в логистических системах;
  • товарный номер в виде напечатанного штрихового кода, принадлежащий другому товару, может "запутать" всю логику поставки продукции, так как это рано или поздно приведет не только к сбоям в автоматизированной системе, но и к значительным финансовым проблемам и продавца, и поставщика товара (товар продается по цене другого товара);
  • штриховой код, напечатанный с отклонениями от установленных стандартов и международных правил и норм, не сканируется, что ведет к ручной операции по вводу информации штрихкода на складе при отгрузке товара, получении товара (постановке на учет в магазине), в процессе продажи в торговом зале (кассовые операции). Следствие – ошибки ручного ввода, отсутствие автоматизации, замедление процесса обработки;
  • неудовлетворительное обслуживание клиентов на точках расчета;
  • дополнительные затраты на изготовление и наклеивание новых этикеток со штриховым кодом (не было бы никаких затрат, если бы штриховой код считывался);
  • падение выручки на всех пунктах продаж.

Например, по сведениям, поступающим в нашу организацию от предприятий торговли, часто возникают конфликтные случаи следующего характера:

  • товарный номер (штриховой код) не зарегистрирован в Депозитарии штриховых кодов, что устанавливается при проверках Госстандартом и другими контролирующими органами, и влечет за собой применение штрафных санкций как к товаропроизводителю, так и к продавцу;
  • товарный номер не читается, поскольку качество печати штрихового кода не соответствует требованиям стандартов, но магазин принимает товар на реализацию. Как следствие возникает необходимость изготовления собственных (внутренних) штриховых меток товара, используемых в торговом зале. Результат – общие затраты на изготовление (стоимость этикетки, оплата труда, амортизация оборудования, налоги и пр.) доходят до 150 рублей на одну этикетку, следовательно, снижается прибыль продавца или поставщика, увеличивается цена товара;
  • товарный номер читается, но принадлежит другому наименованию товара (в том числе другого производителя). Например, товарный номер, нанесенный на телевизор, холодильник или др., дорогостоящий товар, принадлежащий товару "майка детская", стоимость которого на несколько порядков ниже. Подобные ситуации практически сразу замечаются продавцами-кассирами, но увеличивают время обслуживания клиентов, либо вызывают необходимость изготовления этикетки со штриховым кодом внутреннего использования.

Однако случаются ситуации, когда тип товара соответствует зарегистрированному в Депозитарии штриховых кодов, однако присвоен уже не единичному изделию, а упаковке товара. В результате этого, например, могут быть проданы детские колготки по цене в 10 раз выше настоящей (в упаковке 10 единиц товара), либо наоборот, упаковка товара, содержащая 10 единиц товара, будет продана по цене одной единицы товара. Результат – возникновение конфликтных ситуаций "покупатель – продавец", снижение доверия к магазину либо возникновение "скрытых" убытков торгового предприятия.

Справка: в настоящее время одним из производителей товара, готовится судебный иск изготовителю упаковки (печатному предприятию) на сумму более 20 тысяч долларов в связи с тем, что товарный номер и штриховой код, нанесенный на упаковку товара, не соответствует требованиям стандартов и не может быть использован для реализации продукции.

ВЫВОД: Необходима ВЕРИФИКАЦИЯ ШТРИХОВОГО КОДА

 

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОВЕРЯТЬ (ВЕРИФИЦИРОВАТЬ) ШТРИХОВОЙ КОД?

  • В течение периода производства этикетки (упаковки) со штриховым кодом: на стадии разработки дизайна этикетки (упаковки), при изготовлении фильм-мастера (файл-мастера), пробной печати этикеток, при печати полного тиража;
  • после изготовления изделия (при отправке/приемке готовых товаров).

 

КАК ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО ПЕЧАТИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ?

Существуют методы ВИЗУАЛЬНОГО и АППАРАТНОГО КОНТРОЛЯ.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ даёт ответы на следующие вопросы:

  • Соответствуют ли размеры штрихового кода размерам области печати?
  • Имеются ли соответствующие свободные светлые поля с правой и левой стороны штрихового кода этикетки?
  • Имеются ли в штриховом коде в области чёрных штрихов белые пятна (вкрапления) или чёрные пятна на белых штрихах, появившиеся, например, вследствие перегрева нагревательных элементов печатающей головки?

АППАРАТНЫЙ КОНТРОЛЬ (ВЕРИФИКАЦИЯ) обеспечивает комплексную проверку качества штрихового кода с гарантированной оценкой точности распознавания штрихового кода в соответствии с требованиями международных стандартов. Осуществляется на специализированном высокоточном оборудовании, которое подлежит обязательной сертификации государственными органами стандартизации и обеспечивает оценку качества штрихового кода на основе исследования его отражательной способности. Кроме этого, а точнее в первую очередь, испытательный орган, выполняющий верификацию, в обязательном порядке осуществляет проверку на соответствие товарного номера штриховому коду, а также наличие данного товарного номера в Депозитарии штриховых кодов и соответствие номеру, наименованию и потребительским свойствам товара, предъявленного на проверку, подтверждая таким образом законность или легальность товарного номера и его штрихового кода.

 

ПРЕИМУЩЕСТВО ВЕРИФИКАЦИИ

заключается в том, что:

  • производитель и продавец будут уверены в том, что товарный номер на самом деле соответствует только этому товару и никакому другому;
  • производитель товара будет уверен и убежден в высоком качестве штрихового кода, который будет правильно считываться и выдавать данные на любом этапе прохождения товара по логистической цепи, что в результате приведет к положительным отношениям между производителем и потребителем;
  • производитель символа (дизайнер, типография) приобретает дополнительные преимущества, поскольку может использовать результаты тестирований символов в целях мониторинга производственного процесса, и совершенствовать оборудование и процессы, таким образом улучшая качество своего производства;
  • разработчики упаковки могут использовать результаты верификации, чтобы удостовериться в том, что размер, положение и цвет символа не приведут к возникновению проблем на месте использования штрихового кода;
  • получатель маркированных товаров также пользуется результатами верификации полученных штриховых символов, чтобы определить процент вероятности возникновения проблем по причине сканирования в системе управления запасами и инвентаризации (на складе) или на месте использования (в магазине);
  • продавец не будет нести затраты на дополнительную маркировку товара клеящимися этикетками со штриховыми кодами.

Основные международные стандарты, действующие в области автоматической идентификации:

  • ISO/IEC 15416:2000 Information technology –Automatic identification and data capture techniques – Barcode print quality test specification – Linear symbols – Технологии автоматической идентификациии сбора данных. Спецификация испытаний качества печати штриховых кодов. Линейные коды.
  • ISO/IEC 15419:2001 Information technology –Automatic identification and data capture techniques – Bar code digital imaging and printing performance testing – Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Испытания параметров цифрового представления и печати штрихового кода.
  • ANSI X3.182 (стандарт США) Guideline for Bar Code Print Quality – Руководство по качеству печати штрихового кода.

Национальные стандарты Беларуси, действующие в области автоматической идентификации:

  • СТБ 1146-99 "Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Общие положения"

 

ГДЕ В БЕЛАРУСИ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ВЕРИФИКАЦИЮ ШТРИХОВЫХ КОДОВ?

Верификация штриховых кодов в Республике Беларусь осуществляется в Испытательной лаборатории верификации штриховых кодов Государственного предприятия "Центр Систем Идентификации", аккредитованной Госстандартом Республики Беларусь (аттестат аккредитации Госстандарта РБ – BY/112 02.1.0.0509).

Адрес Испытательной лаборатории верификации штриховых кодов: г. Минск, ул. Судмалиса, 22, 5-й этаж.

Контактная информация:

e-mail: lab @ ids.by; info @ ids.by


Вы здесь: Инфо-центр Как и где проверить качество штрихового кода