СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ развития в республике системы автоматической идентификации товаров

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
развития в республике системы автоматической идентификации товаров

В.В. МУКВИЧ А.П. НОВИКОВ Г.Е. ВОЛНИСТЫЙ
начальник управления оперативно-рейдовой работы главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Республики Беларусь технический директор Республиканского унитарного предприятия «Центр систем идентификации»

В соответствии с общепринятыми в мировой практике тенденциями развития автоматизации торговли, базирующимися на методах автоматической идентификации товаров и услуг, в Республике Беларусь создана и функционирует система автоматической идентификации ГС1 Беларуси, позволяющая осуществлять маркировку товаров (продукции) штриховыми идентификационными кодами...

Данная система основана на использовании подходов, методик и стандартов международной системы GS1 (Global System 1), охватывающей более 100 стран мира, включая Республику Беларусь, объединенных Международной ассоциацией автоматической идентификации GS1.

Внедрению системы ГС1 Беларуси в значительной степени сопутствовала целенаправленная деятельность ряда министерств, Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и Ассоциации автоматической идентификации ГС1 Беларуси, результатом которой стало создание нормативно-технической, правовой и методической базы.

Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь» и от 4 августа 2005 г. № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 года № 748» созданы основы национальной системы автоматической идентификации товаров на базе внедрения товарной нумерации и штрихового кодирования. На первоначальном этапе с октября 2000 г. была введена обязательная маркировка штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории республики и поставляемых на экспорт, а через пять лет (с 1 июля 2006 г.) это требование также перенесено на товары (продукцию), предназначенные для продажи внутри страны.

В настоящее время основные правила и порядок товарной нумерации и штрихового кодирования товаров (продукции) в республике, а также порядок контроля правомерности использования товарных номеров и штриховых идентификационных кодов определяются рядом технических и нормативных правовых актов, а именно: Положением о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденным упомянутым выше постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748 (с учетом изменений и дополнений), рядом международных стандартов (ГОСТ 30721-2000, ГОСТ 30832-2002 (ИСО/МЭК 15416-2000), ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001, ГОСТ ИСО/МЭК 16390-2005 и др.), а также Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1146-99 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Общие положения».

Штриховой идентификационный код (по ГОСТ 30721-2000) это код, представляющий собой чередование (сочетание) темных и светлых прямоугольных полос (штрихов и пробелов) строго определенных размеров (ширины), несущих информацию относительно их размеров (ширины) и сочетания, предназначенный для автоматического считывания специальными техническими средствами. Наиболее широко применяемым для идентификации товаров является код ЕАN-13, который помимо совокупности штрихов и пробелов, содержит в нижней части соответствующую им комбинацию цифр, несущую в себе, одновременно код товара, код субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрировавшего этот товар и код страны, в которой произведена регистрация. Композиционно штриховой код ЕАN-13 состоит из двух частей: штриховой и цифровой. Идентификация товара может осуществляться как автоматически путем считывания при помощи специальных технических средств (оптических или лазерных сканеров), так и визуально по второй (цифровой) части штрихового кода.

barcode1 Первая часть (последовательно расположенные параллельные штрихи и пробелы) – автоматически распознается с помощью сканеров в тех случаях, когда исполнение (печать) штрихового кода соответствует по геометрическим, цветовым и другим параметрам требованиям международных стандартов (ГОСТ 30832-2002 (ИСО/МЭК 15416-2000), ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 и др.).
barcode2

Вторая часть (13-тизначное число, расположенное под штрихами и пробелами) – распознается человеком (либо оптическим сканером), при этом:

  • первые 3 цифры – это префикс национальной организации - члена международной системы GS1 (для Беларуси – 481);
  • 6 цифр – регистрационный номер предприятия – владельца кода;
  • следующие 3 цифры – порядковый номер продукции внутри предприятия;
  • последняя 13-я цифра – контрольное число, вычисляемое по определенному алгоритму исходя из значений предыдущих двенадцати цифр номера*.

* Примечание. В соответствии с правилами Международной системы GS1 тринадцатиразрядные номера системы, начинающиеся с префиксов 020 – ?029, 200 – 299, 977, 978 – 979, 980, 981 – 982, 990 – 999, имеют другую структуру. Так, префиксы 020 – 029, 200 – 299 предназначены для нумерации товаров ограниченной циркуляции, т.е. для использования предприятиями оптовой и розничной торговли. Префикс 977 используется для нумерации периодических изданий (журналов и пр.) в коде ISSN. Префиксы 978 – 979 используется для нумерации книг в коде ISBN. Префикс 980 используется для нумерации возвратных квитанций, префиксы 990 – 999, 981 – 982 – предназначены для использования при нумерации купонов и валютных купонов.

Сведения обо всех товарах (продукции), которым присвоены товарные идентификационные номера (коды) в системе ГС1 Беларуси, регистрируются в Депозитарии штриховых кодов (ДШК) Республики Беларусь.

ДШК – это совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, предназначенных для сбора, накопления и хранения точной и актуальной информации о товарах (продукции), подлежащих маркированию штриховыми кодами системы ГС1, и о производителях (поставщиках) этих товаров (продукции) в целях удовлетворения потребностей заинтересованных в этой информации пользователей.

Таким образом, ДШК позволяет, в случае необходимости, получить информацию о таких товарах (и предприятиях, их зарегистрировавших) по кодам товаров. Это может быть информация о наименовании и потребительских свойствах конкретного товара, о его классификационных признаках и т. д. По сути ДШК – это база данных, в которой фиксируются все идентификационные товарные номера и характеристики продукции с префиксом 481, выдаваемые товаропроизводителям (поставщикам) Республики Беларусь – членам Системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Данный механизм позволяет как внутри республики, так и на международном уровне гарантировать уникальность штрихового кода, соответствие его только одному конкретному товару и неповторимость кода в мировом экономическом пространстве. По состоянию на 01.12.2008 в ДШК зарегистрировано 2644 субъекта предпринимательской деятельности и хранится характеристика 3484,8 тыс. видов товаров.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2006 г. № 1152 определено, что выполнение работ по регистрации предприятий в международной системе GS1 и ведение ДШК осуществляют, соответственно, Ассоциация автоматической идентификации ГС1 Беларуси и научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси (далее – Центр систем идентификации).

При этом на Центр систем идентификации возложены функции научно-методического обеспечения и координации в республике работ в области товарной нумерации и систем автоматической идентификации, присвоения товарных номеров продукции, производимой (поставляемой) субъектами Республики Беларусь, и ведения ДШК, а также работы по верификации (проверке качества) штриховых кодов, включая проверку легальности их использования. С этой целью в структуре Центра открыта Испытательная лаборатория по верификации штриховых кодов (Аттестат аккредитации Госстандартом BY/112 02.1.0.0509 от 09.07.2007). В настоящее время лаборатория является единственной легитимной на территории Республики Беларусь структурой, выполняющей работы по верификации (проверке соблюдения требований к символике наносимых международных кодов и установленных стандартов в области автоматической идентификации) и проверке легальности использования наносимых на товары (продукцию) штриховых кодов. Протокол верификации штрихового кода может быть использован в качестве документа, имеющего юридическую силу в хозяйственных спорах.

Внедрение автоматической идентификации товаров, как инструмента повышения эффективности функционирования товаропроводящих сетей сводилось не только к созданию правовой базы по обеспечению полноценной маркировки товаров производителями. Одновременно решалась проблема учета товаров в торговой сети.

Так, на протяжении длительного времени учет товаров в торговле осуществлялся в стоимостном выражении, что влекло необходимость трудоемкого постоянного мониторинга имеющихся товаров для обеспечения товарного ассортимента. Применение информационных технологий для ведения бухгалтерского учета, выполнения кассовых операций и обработки данных при реализации товаров (выполнении работ и оказании услуг) создало условия для учета товаров в торговле не только в стоимостном, но и в количественном выражении.

В целях ускорения внедрения количественного учета в торговле постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 1398/24 с 1 января 2005 г. введена обязанность субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную торговлю в магазинах с торговой площадью от 650 кв. м. и более, для приема наличных денежных средств использовать системные кассовые суммирующие аппараты или специальные компьютерные системы, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, обеспечивающие учет принятых наличных денежных средств и расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, а также дифференцированный учет данных о товарах.

При этом в соответствии с подпунктом 2.7.43 пункта 2 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.1-2002 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы Термины и определения» под дифференцированным учетом данных о товарах понимается учет денежных сумм, количества проданных товаров (выполнении работ и оказании услуг), запасов по каждому виду товаров.

Для обеспечения дифференцированного учета данных о товарах применяются системные кассовые суммирующие аппараты (далее – системные КСА), которые имеют возможность подключения к другим системам, а именно: с возможностями работы в компьютерных сетях в режиме on-line, с подключением электронных весов, считывателя магнитных и Smart-карт (включая банковские пластиковые карточки) и считывателя штрих-кода. При этом системные КСА подразделяются на пассивные и активные.

Пассивные – это системные КСА, имеющие возможность работать в составе специальной компьютерной системы, но не имеющие возможности управлять работой этой системы.

Активные – это системные КСА, имеющие возможность работать в составе специальной компьютерной системы, управляя при этом работой системы. К активным системным КСА относятся также POS-терминалы, обладающие возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации.

Системные КСА имеют возможность работать в составе автоматизированной системы товарного учета и обеспечивать регистрацию продаж с использованием данных внешней базы товаров, размещенных в ПЭВМ, в режиме on-line (1С совместный протокол). Активные системные КСА работают в составе локальной сети торгового предприятия, позволяют проводить товарный учет, загружать данные о товарах, выгружать результаты работы в торговых систему в течение рабочего дня, программировать данные, работать со штриховыми кодами и весовым товаром, делать все возможные скидки/надбавки и т.д.. При этом подключенные считыватели штриховых кодов позволяют осуществлять автоматическую идентификацию товаров по штриховому коду.

Перечень моделей (модификаций) системных КСА, которые субъекты предпринимательской деятельности могут использовать при приеме наличных денежных средств, определен Государственным реестром, утвержденным постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 4 июня 2003 г. № 29 (в редакции постановления Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2004 г. № 42 (с изменениями и дополнениями), в котором пассивные системные КСА включены во второй раздел, а активные системные КСА – в третий раздел реестра. В настоящее время примерная стоимость пассивного системного КСА составляет от 650,0 тыс. рублей, активного системного КСА – от 3 000,0 тыс. рублей.

Внедрение автоматической идентификации товара позволило автоматизировать учет продвижения товаров и, как следствие, принесло субъектам предпринимательской деятельности ряд преимуществ: увеличился объем информации, вводимой в реальном режиме времени; возросла точность данных о товарных запасах; уменьшились затраты на ввод данных и проведение инвентаризаций; повысилась точность и актуальность данных кассового оборудования; уменьшились резервные запасы и количество ошибок при подборе товаров и их отгрузке; увеличились оперативность принятия управленческих решений, производительность обработки материалов и, как следствие, объемы продаж и др.

Экономическая эффективность технологии автоматической идентификации и штрихового кодирования не имеет себе равных, так как даже при производстве дешевых товаров массового потребления работы по нанесению на них штриховых кодов не оказывают существенного влияния на затраты при производстве товаров, а благодаря совершенствованию процессов хранения, транспортировки и продажи товаров за счет использования этих технологий, достигается значительный экономический эффект на всех этапах продвижения товаров к потребителю.

Любое из указанных преимуществ оправдывает внедрение штрихового кодирования, однако, когда маркировка продукции штриховыми кодами и электронный обмен документами внедряются в масштабах целой отрасли, то отдельные предприятия отрасли могут извлечь из этого значительные выгоды, что положительно сказывается не только на конкурентоспособности этих предприятий, так и отрасли в целом.

Успешным примером является создание в 2006 году автоматизированной информационной системы «Товаропроводящая сеть Минсельхозпрода». Это система объединяет в единую среду товаропроводящие сети конкретных предприятий-производителей сельхозпродукции по следующим принципам:

  • каждое предприятие, зарегистрированное в системе, имеет возможность ведения данных о своей продукции, о своих партнерах, точках поставок продукции, возможность формирования аналитических отчетов;
  • сети предприятий объединяются в региональные товаропроводящие сети (по административному признаку);
  • региональные сети объединяются в отраслевую товаропроводящую сеть;
  • объединение отраслевых сетей является общей товаропроводящей сетью Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Основной технологией для учета и синхронизации товаров в сети принята технология товарной нумерации и штрихового кодирования продукции, а также ряд международных стандартов в области электронной торговли. Использование этих инновационных подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять автоматизированную обработку поставок товаров, а с другой стороны – производить расчеты за их приобретение посредством кассового оборудования. Одновременно в данной системе реализованы следующие технологические новшества:

  • идентификация товаров штриховыми кодами, зарегистрированными в ДШК, позволяет однозначно определять как эту продукцию, так и их производителей в мировом экономическом пространстве и следовательно идентифицировать, при необходимости, белорусских товаропроизводителей в международном товарообмене, что предусмотрено требованиями ООН, ВТО, Евросоюзом;

  • реализация принципа однократного ввода данных в централизованное хранилище – ДШК и многократного их использования всеми участниками – транспортными, складскими, торговыми организациями обеспечивает синхронизацию данных по всей цепочке от производителя до потребителя, что позволяет избежать ошибок неизбежно присутствующих при ручном вводе информации и, следовательно, финансовых потерь и убытков. При этом система гарантирует конфиденциальность и защиту коммерческих сведений каждого из предприятий товаропроводящей сети строго в пределах компетенции участников. Наиболее активными пользователями данной системы являются производители и потребители хлебопродукции.

Как развитие этого направления в конце 2008 года введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система идентификации и трассировки сырья и качества поставок сельхозпродукции из него на основе международных стандартов (АИС «Идентификации и трассировки»). Система объединяет в единую информационную среду товаропроводящие сети (ТПС) поставщиков сырья, производителей сельхозпродукции и их партнеров и значительно расширяет возможности включенных в систему предприятий. Система создана для многоуровневого управления процессами поставок по всей цепочке трассировки (т.е. «прослеживаемости» поставляемого сырья производителям конечной продукции и отгрузки его в точки продаж), позволяет контролировать возвраты некачественной продукции, и предоставляет дополнительную аналитику по возвратам. Более подробно с системой можно ознакомиться на сайте АИС «Идентификации и трассировки» ? http://tps.givc.by. Одним из важнейших условий успешного функционирования этой системы является возможность автоматической идентификации поставляемой продукции и отслеживание информации о ней на базе использования идентификационных номеров и информации ДШК.

Данными из ДШК пользуются как производители продукции и их партнеры, так и органы государственного управления – Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и др.

Так, с 2006 г. в республике во исполнение подпункта 33.3 пункта 33 мероприятий Государственной программы по борьбе с преступностью на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 103 (с изменениями и дополнениями), подпункта 2.5.2 пункта 2 мероприятий Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 07 мая 2007 года № 220 (с изменениями и дополнениями), Национальным банком Республики Беларусь и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь проводится работа по созданию автоматизированной информационной системы контроля за движением отдельных групп товаров (АИС КДТ).

Данная система будет осуществлять сбор в режиме реального времени и накопление информации о движении товарно-материальных ценностей, а также автоматизированный контроль достоверности сведений о совершаемой хозяйственной операции, указываемых субъектами предпринимательской деятельности в сопроводительных документах. Для идентификации товаров будет использоваться штриховой идентификационный код.

Предполагается, что система будет введена в действие уже в 2009 году.

Несмотря на очевидные преимущества внедрения штриховой идентификации, не все субъекты предпринимательской деятельности с должным пониманием относятся к маркировке своей продукции штриховыми кодами, что существенно снижает эффективность их использования в товаропроводящих сетях.

В рамках исполнения постановления № 1152 проводимые Центром систем идентификации по согласованию с Министерством торговли Республики Беларусь мероприятия выявили ряд нарушений, которые допускаются товаропроизводителями при маркировке и поставках товаров со штриховыми кодами в точки продаж, а именно:

  • идентификационный номер товара (штриховой код) не зарегистрирован в ДШК. Как следствие, этот же номер может быть зарегистрирован и присвоен на законных основаниях другому товару;
  • наименование товара на упаковке (этикетке) отличается от наименования, зарегистрированного с этим же штриховым кодом в ДШК, а зачастую и от наименования в товаросопроводительных документах (ТТН, сертификате);
  • штриховым кодом, которым ранее маркировался единичный товар, маркируется упаковка (партия) и/или наоборот;
  • штриховой код, ранее принадлежавший одному товару, без перерегистрации в ДШК используется для идентификации другого по наименованию товара, или же товара с прежним наименованием, но с другими потребительскими свойствами и другой ценой;
  • штриховой код не считывается сканирующими устройствами (символ штрихового кода не соответствует товарному номеру, т.е. не декодируется, его месторасположение на этикетке (упаковке) труднодоступно для сканирования, размеры, цветовые решения, качество штрихов и пробелов не соответствуют требованиям, установленным ГОСТ 30832-2002 (ИСО/МЭК 15416-2000), и др.

В таких условиях, с одной стороны, функционирование упомянутых выше автоматизированных систем становится невозможным, а, с другой стороны, предприятия торговли становятся «заложниками» безответственного отношения товаропроизводителей, поставщиков и полиграфических компаний к маркировке товара штриховым кодом и вынуждены принимать определенные защитные меры по обеспечению качества автоматизированного учета и реализации товара. К таким мерам относятся создание дополнительных собственных баз данных кодов и наименований товаров, проведение дополнительной идентификации и маркировки товаров путем замены штриховых кодов производителя штриховыми кодами внутреннего использования, что ведет к увеличению затрат на автоматизацию деятельности предприятия и предпродажную подготовку товаров.

Так, например, в процессе опытной эксплуатации Автоматизированной системы контроля легальности штриховых кодов товаров (АС «КЛШК»), созданной по заказу Министерства торговли Республики Беларусь, проводился выборочный контроль качества исполнения (верификации) штриховых кодов товаров отечественного и импортного производства парфюмерно-косметической группы, одежды и обуви в одном из крупных торговых предприятий г.Минска. В ходе проведения выборочного контроля установлено, что из 82 проверенных кодов не декодируются 37, не прошли тест по качеству изображения штрихового кода в соответствии с ГОСТ 30832-2002 (ИСО/МЭК 15416-2000) 26, т.е. 77 % штриховых кодов выполнены с нарушением международного стандарта. При этом 8 товарных идентификационных кодов товаров отечественного производства (наименований товаров) не зарегистрированы в установленном порядке в ДШК, а из 16 наименований товаров импортного производства 6 не прошли тест на качество изображения штрихового кода. Более 40 % проверенных товаров по наименованию и характеристикам, указанным в товарно-транспортных накладных, сопровождающих товар, отличаются от аналогичных параметров, зарегистрированных в ДШК.

В зарубежной практике, в том числе в практике стратегического партнера нашей республики – Российской Федерации, следствием таких нарушений является, как правило, отказ от реализации товара, имеющего «проблемный» штриховой код, а в последующем и прекращение всяких хозяйственных отношений с поставщиком такого товара.

В Республике Беларусь также имеются правовые основы для обеспечения надлежащего функционирования автоматической идентификации товаров.

Так, согласно пункту 2 постановления Правительства от 4 августа 2005 г. № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748» (с изменениями и дополнениями) наличие товарного номера, нанесенного в виде штрихового идентификационного кода на товары (продукцию) в соответствии с законодательством, является одним из существенных условий договора купли-продажи (поставки) таких товаров (продукции), одной из сторон которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории республики оптовую и (или) розничную торговлю. Однако на практике субъекты предпринимательской деятельности Республики Беларусь редко применяют такие жесткие меры, как отказ в реализации «проблемных» товаров, предпочитая заменять штриховые коды производителей штриховыми кодами внутреннего использования.

В течение 2009 г. вопрос соблюдения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства по нанесению в установленном порядке штриховых идентификационных кодов на товары станет особенно актуальным.

Во-первых, в Евросоюзе с 2008 г. ужесточаются требования в части обеспечения возможности отслеживания (трассировки) производства и поставок широкой номенклатуры товаров (пищевых продуктов, кормов, детских игрушек, электробытовых приборов, мебели) и составляющих их компонентов, основанные на международных правилах использования товарных номеров и штриховых идентификационных кодов.

Во-вторых, с целью упорядочивания, совершенствования и одновременно упрощения процессов автоматической идентификации продукции в 2009 г. предполагается введение ряда дополнительных мер со стороны Министерства торговли Республики Беларусь, Комитета по стандартизации Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси и др., в том числе:

  • ввод в действие нового стандарта – технического кодекса установившейся практики (ТКП) «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Система автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Основные правила организации и функционирования»;

  • внедрение в республике Автоматизированной системы контроля легальности штриховых кодов товаров, поставляемых в точки продаж на базе интерактивного доступа в каталоги Депозитария штриховых кодов (АС «КЛШК») и Автоматизированной информационной системы контроля за движением отдельных групп товаров (АИС КДТ).

Подводя итог можно констатировать, что субъекты предпринимательской деятельности, не соблюдающие требования законодательства по нанесению в установленном порядке штриховых идентификационных кодов, не только снижают эффективность предпринимательской деятельности и наносят ущерб своей деловой репутации, но и в ближайшее время столкнутся с проблемой сбыта произведенных (импортированных) товаров.


Вы здесь: Инфо-центр СМИ о нас СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ развития в республике системы автоматической идентификации товаров